СИСТЕМА ЦИФРОВОЙ МАРКИРОВКИ

Описание системы

Описание системы маркировки и прослеживаемости товаров

Вопросы и ответы

ЗАЧЕМ НУЖНА СИСТЕМА МАРКИРОВКИ И ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ?

С целью сокращения в России нелегального оборота продукции разрабатывается единая система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров, которая позволит эффективно бороться с незаконным оборотом промышленной продукции, защитит легальный бизнес, бренд добросовестного производителя и потребителей. 

КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА МАРКИРОВКИ?

Система маркировки фиксирует переход товара по всей логистической цепи - от производства до потребителя. Она присваивает каждой единице продукции уникальный код (Data Matrix или другой наиболее оптимальный для определённых групп товаров вид маркировки), чтобы производитель   или импортер смог разместить его на упаковке. А при продаже товара на онлайн-кассе в системе меняется статус на «код вышел из оборота». Благодаря отечественным криптографическим технологиям цифровой код невозможно подделать.  

КАКОЙ ЭФФЕКТ ПОЛУЧИТ БИЗНЕС, ПОТРЕБИТЕЛЬ И ГОСУДАРСТВО ПОСЛЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ?

Система маркировки и прослеживаемости товаров предоставит возможность бизнесу отследить каждую товарную единицу, повысить прозрачность взаимодействия с контрагентами, оптимизировать бизнес-процессы и сократить транзакционные издержки.

Потребитель получит гарантию подлинности приобретаемой продукции и инструмент общественного контроля - приложение, с помощью которого можно узнать всю информацию о продукте, а в случае обнаружения подделки -сообщить об этом в контролирующие органы.

У государства появится инструмент для повышения собираемости налогов и борьбы с нелегальным оборотом товаров.

ПОЧЕМУ ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ФОРМАТЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА?

Проект планируется реализовать в формате государственно-частного партнерства на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), что является эффективным способом решения задачи по сокращению нелегального оборота без привлечения госфинансирования, но сохранив за государством все контрольные функции. ЦРПТ инвестирует более 200 млрд рублей в создание и развитие Единой системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров за 15 лет. Координатор проекта - Минпромторг России.

КАК ПРИНИМАЕТСЯ РЕШЕНИЕ О ВКЛЮЧЕНИИ ТОВАРНОЙ ГРУППЫ В СИСТЕМУ МАРКИРОВКИ?

При формировании перечня продукции, подлежащей обязательной маркировке, во внимание принимаются основные параметры, характеризующие рынки выбранных товарных групп: объемы рынков (как в стоимостном,
так и в натуральном выражении), ориентированность отрасли на импорт, доля нелегального оборота, в том числе нелегального импорта, удельная стоимость единицы продукции, ставка ввозных таможенных пошлин, доля индивидуальных предпринимателей в структуре участников оборота, чувствительность к введению системы маркировки и иные параметры.

КАКИЕ ТОВАРЫ УЖЕ СЕЙЧАС МАРКИРУЮТСЯ В РАМКАХ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ?

Для комфортного перехода к системе были запущены добровольные эксперименты по маркировке табачной продукции (Постановление № 1433 от 27 ноября 2017 года), лекарственных препаратов (Постановление № 62 от 24 января 2017 года) и обуви (Постановление № 620 от 30 мая 2018 года).


С 1 марта 2019 года начался проект по обязательной маркировке табачной продукции (Постановление № 224 от 28 февраля 2019 года), с 1 июля 2019 года - по маркировке обувных товаров (Постановление №792-р от 28 апреля 2018 года), с 1 октября 2019 года - маркировка лекарственных препаратов из перечня высокозатратных нозологий (Постановление № 1557 от 14 декабря 2018 года), а с января 2020 г. - лекарственных препаратов (Постановление № 62 от 24 января 2017 года).

КАКОВА СТОИМОСТЬ ОДНОГО ЦИФРОВОГО КОДА И КТО ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЕТ?

Финальная стоимость услуг маркировки и прослеживаемости будет установлена Правительством Российской Федерации. 

НЕОБХОДИМО ЛИ ДОРОГОСТОЯЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ МАРКИРОВКИ?

Опыт экспериментов по маркировке табачной продукции и лекарств демонстрирует, что в большинстве случаев дополнительное оборудование необходимо в небольших объемах, так как в ходе эксперимента в каждой товарной группе удается найти решение, требующее минимальных инвестиций и изменения бизнес-процессов. Издержки на приобретение оборудования будут существенно меньше выгод, которые получат легальные компании от новой доли рынка, оптимизации логистики, совершенствования маркетинга и других процессов. 

Документы

Методические рекомендации для проведения эксперимента по маркировке шин и покрышек пневматических резиновых

Методические рекомендации для проведения эксперимента по маркировке отдельных видов молочной продукции

Методические рекомендации для проведения эксперимента по маркировке фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек

Методические рекомендации для проведения эксперимента по маркировке отдельных позиций продукции легкой промышленности

Методические рекомендации для проведения эксперимента по маркировке духов и туалетной воды

Методические рекомендации для проведения эксперимента по маркировке лекарственных препаратов

Методические рекомендации для проведения эксперимента по маркировке табачной продукции

Методические рекомендации для проведения эксперимента по маркировке обувных товаров

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 03.04.2019 № 620-р в соответствии с частью 3 статьи 30’ Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определить общество с ограниченной ответственностью Оператор-ЦРПТ оператором государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации