1994-2003

В 90-е годы экономический упадок, уничтожение колхозной системы, диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, разрушение СССР, политический и экономический кризис привели к деградации сельскохозяйственного производства.

Колхозные земли делились на паи и передавались в собственность бывших колхозников. Предприимчивые дельцы, обогатившиеся за счет финансовых махинаций и спекуляций, принялись за бесценок скупать у крестьян право на эти земли. Возникла опасность жестокой эксплуатации ресурсов, разорения и полного обнищания местного населения, лишению его последнего средства производства – земли.

В столь непростых условиях белгородское правительство взяло курс на стабилизацию ситуации. Администрация области разработала и приняла программу развития крестьянских подворий, которая позволила сохранить от уничтожения значительную часть высокопродуктивного поголовья скота и дала возможность сельским жителям пережить трудные времена. Параллельно принимались меры по закупкам у населения сельскохозяйственной продукции, стабилизации выплат за нее. В результате доходы сельского населения от сданной продукции, выращенной на личных подворьях, кратно превысили их доходы в общественном секторе. Кроме того, в регионе приняли решение о субсидировании жилищного строительства усадебного типа на селе. Погашать выданные субсидии можно было все той же, произведенной на личных подворьях сельскохозяйственной продукцией. Таким образом, решалось сразу 2 задачи – обеспечение регионального рынка продовольствия и поддержка сельскохозяйственного производителя, закрепление его на земле.

В тот же период в области начинают образовываться фермерские хозяйства. Первые из них были зарегистрированы в Чернянском и Яковлевском районах.

Однако надежды на быстрое развитие аграрного производства за счет возникновения и укрепления значительного числа фермерских хозяйств не оправдались. Немногочисленные фермерские хозяйства оказались не в состоянии быстро и в значительных объемах обеспечить потребности страны в сельскохозяйственной продукции.

Несмотря на это, в Белгородской области удалось привлечь к работе на селе крепких хозяйственников. Уже к 2003 г. на Белгородчине действовало 1911 фермерских хозяйств. В их владении находилось 110,2 тыс.га. Средний надел составлял 59,7 га. Доля крупных, свыше 200 га, фермерских наделов не превышала 3,6%.

Кроме того, в сложное как для государства, так и для российского крестьянства время, в регионе прикладывались усилия для того, чтобы не дать окончательно погибнуть общественному сельскохозяйственному производству области и сконцентрировать силы для его масштабных преобразований – на территории области продолжали действовать отдельные колхозы, приноравливаясь к новым условиям и производя значительный объем сельскохозяйственной продукции.

Тем не менее, внедрение рыночных экономических отношений, открытие внутреннего рынка для импортного продовольствия, разрушение налаженных производственных связей, отсутствие государственной поддержки сказались на сельскохозяйственном производстве и в конце ХХ века в Белгородской области, как и в целом по стране, привели к его резкому сокращению. В том числе поголовья животных, и соответственно – продукции животноводства.

Менее чем за 10 лет практически по всем позициям (кроме производства яиц) произошло почти двукратное снижение производственных показателей регионального аграрного сектора, по сравнению с наиболее успешным докризисным 1990 г. Так, если в 1990 г. в области производилось 2 млн. 174,0 тыс. тонн зерна, 4 млн. 292,0 тыс. тонн сахарной свеклы, 1 млн. 24,7 тыс. тонн молока, 535,3 млн. штук яиц, 316,6 тыс. тонн мяса, в том числе, свинины – 122,3 тыс. тонн и мяса птицы – 42,4 тыс. тонн; то в 1999 г. было произведено:                 1 млн. 049,1 тыс. тонн зерна, 1 млн. 573,0 тыс. тонн сахарной свеклы, 622,8 тыс. тонн молока, 544,5 млн. штук яиц, 140,7 тыс. тонн мяса, в том числе 52,7 тыс. тонн свинины и 27,6 тыс. тонн мяса птицы.

На рубеже веков назрела жесткая потребность в принятии срочных мер по выводу агропромышленного комплекса из кризиса. Она диктовала необходимость незамедлительной модернизации сельскохозяйственного производства и социального развития села не только за счет увеличения финансирования отрасли, привлечения инновационных технологий и расширения технической базы сельхозпроизводителей, но и путем кардинальных изменений в организационно-управленческой сфере и социально-трудовых отношениях на селе.

Так что, в начале 2000-х, стабилизировав ситуацию, правительство Белгородской области приняло решение о комплексном возрождении села и приступило к коренным преобразованиям.

Восстановление разрушенной в 90-е годы региональной экономики и социальной инфраструктуры начиналось с создания эффективного и конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, призванного обеспечить развитие не только сельскохозяйственной отрасли, но и смежных производств, способствовать укреплению продовольственной безопасности, повышению благосостояния и социального благополучия населения, вносить свой вклад в пополнение регионального бюджета.

В основу стратегии развития АПК Белгородской области заложили создание вертикально-интегрированных структур в аграрной отрасли с участием крупных инвесторов.

Опираясь на предыдущий положительный опыт работы специализированных хозяйств, с целью создания социально экономической базы развития отрасли 14 декабря 1999 г. региональное правительство приняло постановление № 710 «О мерах по экономическому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий области», положившее начало формированию новых аграрных структур Белгородчины – будущих агрохолдингов. Документ дал старт экономическому оздоровлению сельскохозяйственного производства региона. Впоследствии созданные в соответствии с ним устойчиво действующие крупные аграрные предприятия, имеющие солидную залоговую базу, способные привлечь значительные кредитные ресурсы, стали основными участниками программ развития сельского хозяйства.

Практически одновременно формировался областной земельный фонд – из регионального бюджета выделялись средства на приобретение областью права собственности на земли сельскохозяйственного назначения. В течение 5 лет на эти цели было направлено более двух миллиардов рублей, в собственность области перешли более 600 тысяч гектаров – чуть менее половины ее пахотных земель.

Благодаря государственной собственности на землю и верно избранной стратегии развития на Белгородчине с создания крупнейших аграрных предприятий – фабрик по производству качественных продуктов питания в промышленных объемах – начались бурные революционные преобразования на селе. Тем самым была открыта широкая возможность для инвестирования в сельские территории: развитие сельскохозяйственного производства, инфраструктуры села, строительство жилья, прежде всего – усадебного типа. Земля стала бесценным активом Белгородчины.

Развитие агропромышленного комплекса стало одним из основных векторов экономических преобразований Белгородской области. Начиная с 2000 года, он уверенно идет на подъем, наращивая объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции. Дальнейшим шагом в осуществлении задуманного стала принятая в 2004 г. с целью создания конкурентной модели агробизнеса «Стратегия развития сельского хозяйства до 2010 г.». Ставка в ней была сделана на животноводство, прежде всего птицеводство и свиноводство, ставшее своеобразным локомотивом развития всей сельскохозяйственной отрасли.

К 2004 году в области производилось: 1 млн. 697,7 тыс. тонн зерна,                  2 млн. 474,6 тыс. тонн сахарной свеклы, 226,4 тыс. тонн мяса птицы, 63,5 тыс. тонн свинины, 552,3 тыс. тонн молока, 696,8 млн. шт. яиц.

В 90-х надежды на быстрое развитие аграрного производства за счет возникновения и укрепления значительного числа фермерских хозяйств не оправдались. Предпосылки к этому отсутствовали как на ментальном уровне ввиду отсутствия соответствующей традиции у сельского населения России, так и на уровне нормативно-правового и финансового обеспечения. Развитие собственного дела тормозилось отсутствием начального капитала и существовавшими на то время административными барьерами.

В Белгородской области удалось привлечь к работе на селе крепких хозяйственников. Уже к 2003 г. на Белгородчине действовало 1911 фермерских хозяйств. В их владении находилось 110,2 тыс.га. Средний надел составлял 59,7 га. Доля крупных, свыше 200 га, фермерских наделов не превышала 3,6%.

Этого было явно недостаточно. Фермерские хозяйства, обрабатывающие небольшие наделы, не имеющие необходимого набора сельскохозяйственных машин и механизмов, оказались не в состоянии быстро и в значительных объемах обеспечить потребности страны в сельскохозяйственной продукции.

В это сложное как для государства, так и для российского крестьянства время, в регионе прикладывались усилия для того, чтобы не дать окончательно погибнуть общественному сельскохозяйственному производству и сконцентрировать силы для его масштабных преобразований – на территории области продолжали действовать отдельные колхозы, приноравливаясь к новым условиям и производя значительный объем сельскохозяйственной продукции.

В связи с деградацией аграрного сектора экономики в конце ХХ века в Белгородской области, как и в целом по стране, резко сократилось производство сельскохозяйственной продукции. В том числе поголовье животных, и, соответственно – производство продукции животноводства.

Менее чем за 10 лет практически по всем позициям (кроме производства яиц) произошло почти двукратное снижение производственных показателей регионального аграрного сектора, по сравнению с наиболее успешным докризисным 1990 г. Так, если в 1990 г. в области производилось 2 млн. 174,0 тыс. тонн зерна, 4 млн. 292,0 тыс. тонн сахарной свеклы, 1 млн. 24,7 тыс. тонн молока, 535,3 млн. штук яиц, 316,6 тыс. тонн мяса, в том числе, свинины – 122,3 тыс. тонн и мяса птицы – 42,4 тыс. тонн; то в 1999 г. было произведено: 1 млн. 049,1 тыс. тонн зерна, 1 млн. 573,0 тыс. тонн сахарной свеклы, 622,8 тыс. тонн молока, 544,5 млн. штук яиц, 140,7 тыс. тонн мяса, в том числе 52,7 тыс. тонн свинины и 27,6 тыс. тонн мяса птицы.

При этом предприимчивые дельцы, обогатившиеся за счет финансовых махинаций и спекуляций, принялись за бесценок скупать у крестьян право на выделенные им земли. Возникла опасность жестокой эксплуатации ресурсов, разорения и полного обнищания местного населения, лишению его последнего средства производства – земли.

Так что, на рубеже веков назрела жесткая потребность в принятии срочных мер по выводу агропромышленного комплекса из кризиса. Она диктовала необходимость незамедлительной модернизации сельскохозяйственного производства и социального развития села не только за счет увеличения финансирования отрасли, привлечения инновационных технологий и расширения технической базы сельхозпроизводителей, но и путем кардинальных изменений в организационно-управленческой сфере и социально-трудовых отношениях на селе.

Поэтому, стабилизировав ситуацию, правительство Белгородской области в начале 2000-х приняло решение о комплексном возрождении села и приступило к коренным преобразованиям.

Восстановление разрушенной в 90-е годы региональной экономики и социальной инфраструктуры начиналось с создания эффективного и конкурентоспособного сельскохозяйственного производства, призванного обеспечить развитие не только сельскохозяйственной отрасли, но и смежных производств, способствовать укреплению продовольственной безопасности, повышению благосостояния и социального благополучия населения, вносить свой вклад в пополнение регионального бюджета.

В основу стратегии развития АПК Белгородской области заложили создание вертикально-интегрированных структур в аграрной отрасли с участием крупных инвесторов.

Опираясь на предыдущий положительный опыт работы специализированных хозяйств, 14 декабря 1999 г. региональное правительство с целью создания социально экономической базы развития отрасли приняло постановление № 710 «О мерах по экономическому оздоровлению неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий области», положившее начало формированию новых аграрных структур Белгородчины – будущих агрохолдингов. Документ дал старт экономическому оздоровлению сельскохозяйственного производства региона. Впоследствии созданные в соответствии с ним устойчиво действующие крупные аграрные предприятия, имеющие солидную залоговую базу, способные привлечь значительные кредитные ресурсы, стали основными участниками программ развития сельского хозяйства.

Практически одновременно формировался областной земельный фонд – из регионального бюджета выделялись средства на приобретение областью права собственности на земли сельскохозяйственного назначения. В течение 5 лет на эти цели было направлено более двух миллиардов рублей, в собственность области перешли более 600 тысяч гектаров – чуть менее половины ее пахотных земель.

Благодаря государственной собственности на землю и верно избранной стратегии развития на Белгородчине с создания крупнейших аграрных предприятий – фабрик по производству качественных продуктов питания в промышленных объемах – начались бурные революционные преобразования на селе. Была открыта широкая возможность для инвестирования в сельские территории: развитие сельскохозяйственного производства, инфраструктуры села, строительство жилья, прежде всего – усадебного типа. Земля стала бесценным активом Белгородчины.

Развитие агропромышленного комплекса стало одним из основных векторов экономических преобразований Белгородской области. Начиная с 2000 года, он уверенно идет на подъем, наращивая объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции.

К 2004 году в области производилось: 1 млн. 697,7 тыс. тонн зерна, 2 млн. 474,6 тыс. тонн сахарной свеклы, 226,4 тыс. тонн мяса птицы, 63,5 тыс. тонн свинины, 552,3 тыс. тонн молока, 696,8 млн. шт. яиц.