2004-2013

Дальнейшим шагом в осуществлении задуманного стала принятая в 2004 г. с целью создания конкурентной модели агробизнеса «Стратегия развития сельского хозяйства до 2010 г.». Ставка в ней была сделана на животноводство, прежде всего птицеводство и свиноводство, ставшие своеобразным локомотивом развития всей сельскохозяйственной отрасли.

В конце 2004 г. принимается целый ряд региональных программ: «Развитие отрасли птицеводства на период 2005-2010 гг.», «Развитие отрасли свиноводства на период 2005-2010 гг.», а затем и «Программа развития молочного скотоводства на 2006-2010 гг.». В них предусматривалось создание к 2010 г. мощностей, обеспечивающих значительное увеличение объемов производства мяса птицы, свинины и молока. В дальнейшем действие всех программ было продлено до 2012 г.

Приступив к реализации программ развития животноводства, белгородцы предвосхитили удачно совпавший по времени и содержанию с принятой в области Стратегией Приоритетный национальный проект «Развитие АПК», действовавший в 2006-2007 гг., в 2008 г. преобразованный в Государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» и получивший дальнейшее развитие в Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.».

С 2006 года развитие агропромышленного комплекса стало одной из приоритетных задач в рамках общего социально-экономического и социокультурного преобразования страны и области.

Включение сельского хозяйства в состав четырех основных национальных проектов и первоочередная государственная поддержка позволили значительно усовершенствовать государственную аграрную политику и приступить к серьезной модернизации сельскохозяйственной отрасли, и, конечно, придали импульс начавшимся в области преобразованиям.

В 2006 г. действовавшие на тот момент в регионе программы развития АПК были высоко оценены и поддержаны федеральным правительством. Значительный объем инвестиций, привлеченных в отрасль, обеспечил возможность Белгородской области стать одним из первых и наиболее крупных получателей федеральных субсидий.

А широкая государственная поддержка, предоставляемая в рамках Государственной программы, значительно повысила уровень инвестиционной привлекательности регионального агропромышленного комплекса. Все вместе и стало условием и драйвером масштабных преобразований.

При этом подразумевалось не только повышение производительности сельскохозяйственной отрасли с целью полного обеспечения продовольственной безопасности страны и выхода на конкурентоспособные позиции на внутреннем, а со временем – и международном рынке сельскохозяйственной продукции, но и повышение уровня жизни сельского населения за счет развития социальной инфраструктуры сельских поселений, оптимизация системы управления сельскими территориями за счет создания и развития эффективно действующих органов местного самоуправления.

В самые сложные годы становления областного АПК в ходе формирования его производственно-технологической базы была создана прочная основа глубокой интеграции государственных и частных интересов и развития социально ответственного инвестирования в сельское хозяйство.

На первоначальном этапе формирования отрасли в 2005-2008 гг. на стадии «разгона» таких значимых для сельского хозяйства и экономики области «мясных» проектов региональное правительство успешно применяло механизм государственных залоговых гарантий в АПК, которые, обеспечив получение необходимых объемов инвестиций, сыграли позитивную роль в запуске первых проектов, способствуя динамичному развитию отрасли.

За 2005-2012 годы в развитие птицеводства было вложено 37,1 млрд. рублей, в развитие свиноводства – 73,1 млрд. рублей. Общая сумма инвестиций в агропромышленный комплекс составила 176,0 млрд. рублей. При этом инвестиционная поддержка программ развития сельского хозяйства из областного бюджета в виде госгарантий, предоставления бюджетных кредитов, взносов в уставный капитал открытых акционерных обществ, налоговых льгот и прочего составила 22 млрд. 649 млн. рублей. 

Стабильная государственная поддержка сельскохозяйственной отрасли оказала решающее влияние на инвестиционную активность аграриев.

В короткие сроки на белгородской земле были созданы успешно работающие и активно развивающиеся такие крупные и широко известные игроки российского аграрного рынка как компании «Мираторг», «Приосколье», «Агро-Белогорье», «ЭФКО», «Белгранкорм», «Белая птица», «Зеленая долина», «Авида» и другие.

На них с достойной зарплатой и хорошей перспективой трудятся десятки тысяч белгородцев.

В птицеводстве и свиноводстве сложились крупные агрохолдинговые структуры с законченным циклом от производства продукции до ее реализации и утилизации отходов, образовавшие мясной кластер области с общей мощностью производства более 700 тыс. тонн свинины и около 800 тыс. тонн мяса птицы в живой массе в год.

Уже в 2010 году в области произвели 1 млн. 63,5 тыс. тонн мяса, и Белгород получил неофициальное звание «мясной столицы» России. За следующие 3 года производство мяса выросло в 1,5 раза – до 1 млн. 503,5 тыс. тонн в год. При этом в 2012 году завершено формирование материально-технической базы птицеводства.

Созданный в регионе мясной кластер, как наиболее высокорентабельное и «скороспелое» направление сельскохозяйственного производства, позволил не только значительно и в кратчайшие сроки увеличить производство мяса, обеспечив высокую занятость сельского населения области, но и придать новый импульс развитию других отраслей.

Параллельно с созданием мощностей по производству мяса развивалось кормопроизводство, в растениеводство внедрялись современные технологии земледелия, закупалась новая высокопроизводительная, широкозахватная почвообрабатывающая и уборочная техника. В итоге эти изменения начали приносить свои результаты.

В 2008 году урожай зерновых и зернобобовых культур в области не только впервые за постперестроечное время превысил показатель 1990 г., но и стал рекордным за всю историю регионального сельского хозяйства, превысив 3 млн. тонн зерна, было собрано 3 млн. 262,9 тыс. тонн.

Интенсификация производства, изменение климата, необходимость повышения устойчивости ведения растениеводства и роста его эффективности при обеспечении экологической безопасности региона требовали новых технологических и административных решений.

И в 2011 году после широкого обсуждения с научным сообществом и специалистами-практиками в Белгородской области разработана и принята научно обоснованная комплексная региональная программа «Внедрение биологической системы земледелия на территории Белгородской области на 2011-2018 гг.».

В рамках программы решалась сверхсложная задача – каждого землепашца превратить в земледельца. В условиях возрастающей интенсификации и наращивания объемов сельхозпроизводства на территории всего региона воплощалась в жизнь действенная система расширенного воспроизводства почвенного плодородия.

Все дальнейшие успехи сельскохозяйственного сектора региональной экономики во многом связаны с программой биологизации, которая со временем для белгородских аграриев стала важнейшим приоритетом хозяйственной деятельности – не только целью и основным инструментом устойчивого развития отрасли, но и миссией аграрного сообщества.

Успешное создание крупного индустриального аграрного производства уже к 2007 году привело к высвобождению значительной части, прежде всего, наименее квалифицированных работников. Это могло стать причиной высокого уровня безработицы в сельской местности и значительного расслоения сельского социума и роста напряженности между теми, кто нашел работу в новых экономических условиях, и теми, кто остался «за бортом» в процессе преобразований.

Чтобы решить возникшую проблему, а также поддержать производство продукции, пользующейся спросом у населения, но не включенной в сферу внимания крупных компаний, в 2007 году в Белгородской области принята региональная программа развития малого бизнеса на селе – «Семейные фермы Белогорья» с целью развития крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств и их кооперации.

С этого времени в области выстраивается система административно-финансовой поддержки фермерских и кооперативных хозяйств, работающих в таких направлениях как производство и переработка молока; производство инкубационного яйца и мяса утки, гуся, индейки, кролика и баранины; рыбы; меда и другой пчелопродукции; выращивания грибов; овощей открытого и закрытого грунта; фруктов и ягод; а также оказанию различных услуг сельским жителям.

Организовать семейное фермерское предприятие или кооператив на Белгородчине стало намного проще. Муниципальные и региональные органы управления сельским хозяйством создают управленческую вертикаль программой и с первых шагов сопровождают каждый проект по развитию малого бизнеса: от расчетов и создания бизнес-планов, до решения вопросов по выделению земли, получения субсидий, грантов, кредитов, организации производства и сбыта.

Подготовку пакета документов для организации кооперативов также полностью взяли на себя координаторы «Семейных ферм Белогорья». В качестве грантов до 2012 года привлекались средства регионального Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства и программ поддержки самозанятости как Службы занятости, так и регионального бюджета.

С 2012 года грантовая поддержка развития фермерских хозяйств по направлениям «Начинающий фермер» и «Семейные фермы» включена в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков  сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. 

Благодаря этой уникальной для страны программе становление малого бизнеса в Белгородской области приобрело широкие масштабы и динамичность: уже через 5 лет ее реализации – в 2012 году – в области действует 4409 семейных ферм и 242 обеспечивающих инфраструктурных предприятия, которыми в 2012 году произведено сельскохозяйственной продукции в объеме 10,6 млрд. руб. В среднем, каждая семейная ферма в 2012 году произвела продукции почти на 2,5 млн. рублей. На реализацию программы «Семейные фермы Белогорья» за указанный период было привлечено 4 млрд. 152 млн. руб. В 2012 году на каждый привлеченный в программу рубль получено продукции почти на 5 рублей.

К 2012 году 7,8% сельских жителей вовлечены в предпринимательскую деятельность по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг сельскому населению области, а доля продукции, произведенной участниками программы, достигла 6,8% от валового производства по агропромышленному комплексу области.

К 2014 гг. с 2009 года количество участников программы выросло в 1,6 раза (с 27,7 до 45,0 тысячи человек), а объемы произведенной ими продукции и оказания услуг увеличились более чем в 5,5 раза (с 2,26 до 12,7 млрд. рублей). Однако в кооперативном движении результаты оказались значительно скромнее.

Так, если в начале 2008 г. на территории области действовало около 250 кредитных, перерабатывающих и снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных кооперативов, то уже к концу 2009 г. – только 198, из которых более 85% по тем или иным причинам к 2014 г. также прекратили свое существование. Этот ход событий отражал не столько проблемы, характерные для Белгородской области, сколько системные просчеты политики развития мелкотоварного сельскохозяйственного производства и его кооперации в целом в России, впоследствии решенные путем совершенствования законодательства и принятием мер поддержки, направленных на развитие материально-технической базы кооперативов.